|26.04.16

Фамильная ценность

Цель любого архитектурного проекта квартиры – найти образное, стилевое и планировочное решение, соответствующее пристрастиям и мировоззрению хозяев. Михаил Иконников, руководитель дизайн-студии Lege Artis, поставил перед собой еще одну важную задачу – эстетическое воспитание молодого поколения: формирование чувства меры и преемственности традиций.

Любой интерьер рассказывает о личности и интересах хозяина, демонстрирует его социальный статус, отношение к вечным ценностям и модным веяниям. Но все это лишь внешняя оболочка. Жилая среда оказывает сильное воздействие и на самого владельца – формирует его настроение, дарит жизненную энергию и даже влияет на успешность человека. Об еще одной важной функции архитектуры и интерьера постоянно напоминали художники Возрождения и – позже классической эпохи, а именно – о воспитании чувства прекрасного и нравственном становлении, в котором среда играет решающую роль. Этот философский пласт жилого пространства часто не учитывают современные дизайнеры, но Михаил Иконников – известный петербургский художник и декоратор – решил вернуться к истокам и классическому пониманию интерьера.

Давнее знакомство с заказчиками и полное доверие с их стороны несколько облегчило сложную творческую задачу. Друг семьи, дизайнер стал и автором первого интерьера квартиры, расположенной в доме на Московском проспекте. Прошло время, хозяева обзавелись другим жильем, а свои апартаменты передали по наследству сыну, для которого и был создан этот проект. Родители молодого человека, полностью доверяя вкусу Михаила Иконникова, надеялись не только сформировать удобное пространство для жизни новой семьи, но и направить процесс становления художественного вкуса молодежи в нужное русло.

Творческий лабиринт

Из стандартной трехкомнатной квартиры с коридорной системой и изолированными комнатами дизайнеру предстояло создать более открытое пространство, соответствующее современному представлению о комфорте. В центре апартаментов снесли перегородки и организовали холл, ставший центром притяжения всех помещений. Сквозь него, сразу от входа «прочертили» ось, которую замыкает ниша с главной фамильной реликвией – мраморной скульптурой античных борцов.

Теперь из любой точки квартиры можно напрямую попасть в сердце квартиры, условно обозначенное декоративной розеткой на полу. В открытое общественное пространство включили и кухню-столовую, и гостиную, которую при необходимости можно отделить с помощью откатной стеклянной перегородки.

Главными пространствообразующими элементами и визуальными преградами служат колонны-шкафы. В одной из них – со стороны кухни – спрятан холодильник, в другой – гардероб, а в центральную, отдельно стоящую колонну встроили двухстороннюю витрину. Вокруг них собрано все пространство квартиры. Вместо линейного движения в одном единственном направлении появился лабиринт с множеством возможных траекторий, а визуальные преграды сделали открытый внутренний объем более сложным и интересным. Поскольку при возведении колонн не использовали конструкции из гипсокартона, процесс их проектирования и изготовления оказался сложным и кропотливым. Все три колонны были произведены из тонированного ясеня на петербургском предприятии, а затем собраны на месте и подведены непосредственно под потолочтные конструкции. Единую композицию с ними образуют и деревянные панели, которыми обшита стена в прихожей, и двухсторонний «куб» с пуфом и столиком, примыкающий к гардеробу.

Петербургский стиль

Образ апартаментов, на стыке ар-деко и современности, можно обозначить термином «петербургский стиль». Приглушенная цветовая гамма, сдержанный декор, основательность и величие – эти характеристики действительно отсылают даже не к конкретной художественной системе, а к месту, которое и задает тон всему. В этом контексте разные аллюзии на классику могут оказаться совсем не петербургскими, а ультрасовременные постройки и та же сталинская архитектура, что на Московском проспекте, – вполне в духе «строгого и стройного» Петербурга – за счет своей немногословности и внятной композиции.

Именно в таком, сталинском доме, и находится квартира заказчиков, что не могло не сыграть свою роль. Ритм массивных «колонн», устремленных вверх и образующих перспективы, продиктован пропорциями пространства и архитектурой здания. Все остальные элементы взаимосвязаны с ними, образуя единый ансамбль. Обилие деревянной отделки, формы и масштабы в интерьере, а также его отдельные детали – лепные карнизы и кронштейны, потолочные розетки и ниши – отсылают к стилистике ар- деко, но не роскошного и богато декорированного, а сдержанного и строгого. В разных помещениях этот стиль приобретает свой собственный оттенок. Интерьер кухни построен на сочетании классики и современности. Верхние шкафы гарнитура с пилястрами, карнизом и изящными ручками – полная противоположность нижней части – функциональной и минималистичной, снабженной механизмом push-to-open вместо ручек. Столь же лаконично выглядит и практически бесшовный фартук кухни, собранный из двух панелей керамогранита длиной более 3 метров и толщиной всего 3 мм.

Убранство жилых комнат, а также санузлов – более нежное и светлое, нежели в парадной части. Пространство хозяйской спальни разделено на две зоны – гардеробную и спальную – с помощью хрустальной перегородки, которая красиво преломляет свет. Ее изящные прозрачные панельки, глянцевая мебель и кресло – классическое по форме, но украшенное рисунком из комикса – придают комнате молодежный, слегка гламурный.

По желанию заказчика в проекте предусмотрели множество различных источников света: люстры, выделяющие ту или иную зону; точечные светильники на колоннах, корреспондирующие с лепными кронштейнами; ночную подсветку вдоль проходов; световые «полосы» на стенах и потолках; оригинальный светильник-трость. А мягкое, равномерное освещение обеспечивают гипсовые карнизы со встроенными светильниками французской компании Atelier Sedap. От надоевшей закарнизной подсветки они отличаются тем, что имеют две видимые светящиеся линейки из светодиодов за матовым стеклом. Весь свет можно комбинировать по желанию заказчиков, и благодаря разным световым сценариям «настроение» квартиры может меняться от парадно-праздничного до приватного и загадочного, а интерьер – открываться самыми неожиданными гранями.

Проект: Михаил Иконников (дизайн-студия Lege Artis)

Текст: Анастасия Шестакова

Фото: Иван Сорокин

Оригинал статьи читайте на сайте журнала "Городское Обозрение".

Другие статьи в блоге

В этом году интерьерной компании Lege Artis исполнилось 10 лет. Вместе с другими интерьерными салонами она в числе первых формировала рынок премиального сегмента и люксовых брендов... 

Читать дальше